+7 (495) 185-58-59

+7 (495) 185-58-59

Оценка и управление профессиональными рисками в 2021 году!

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению опасностей, оценке и снижению уровней профессиональных рисков

Почему надо проводить оценку рисков?

Статья 212 и Приказ МинТруда №438н требует организовать оценку и дальнейшее управление профессиональными рисками у каждого работодателя. На начало 2021 года ещё не регламентирован единый порядок для оценки рисков. Зато при несчастных случаях данный комплекс будет обязательно проверен инспектором ГИТ согласно Приказа Минтруда N 77 от 21 марта 2019 г. Пока каждый работодатель вправе сам определить методику управления рисками с которой должны быть ознакомлены все работники. Не забудем что в Положении о СУОТ также требуется отразить данный раздел. Мы описываем метод матричной оценки риска рекомендуемой Международной организацией труда.

Создание комиссии по оценке рисков [шаг 1]

Начнем с утверждении Приказа о создании комиссии по оценке рисков. В комиссию должны входить Руководители и ответственные за охрану труда и производственную безопасность. Не стоит включать в комиссию АУП который никак не связан с охраной труда (Главный бухгалтер и прочее). Вот примерный перечень тех кто должен входить в комиссию:

— Генеральный директор
— Специалист по охране труда;
— Ответственный за общее координирование работ по охране труда (Главный инженер / Технический директор);
— Ответственные за охрану труда в структурных подразделениях;
— Представитель профсоюза (при наличии).

Положение об управлении и оценке профессиональными рисками [шаг 2]

Работодателю требуется самостоятельно разработать и утвердить процедуру управления профессиональными рисками. Для этого разработайте Положение об управлении профессиональными рисками. Обязательно ознакомьте всех работников с данным положением. При его разработке воспользуйтесь примерным положением указанном ниже.

Положение об управлении и оценке профрисков.docx

Выявление рисков и составление реестра опасностей [шаг 3]

Комиссия создана, Положение утверждено, теперь самое время начать оценку рисков. Для  начала комиссия должна составить общий Реестр опасных факторов (Перечень) с указанием должностей используя типовой перечень опасностей, перечисленных в статье 35 Приказа Минтруда России «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» № 438н от 19.08.2016. Ваша задача выявить все опасные факторы способные привести к травмам работника в возможном будущем. Данный реестр удобно составлять вместе с работниками или их руководителями т.к. Специалист по охране труда не может знать все опасные факторы работы. В этой стадии мы выявляем риски, но не оцениваем. В реестре обязательно отразите:

фактор риски (удар током, падение груза, наезд автомобиля и т.д.);
должности или зоны применимые к опасностям (Водитель, Зона погрузки, Электрощитовая).

Определение степени риска по Матричной системе [шаг 4]

После составления Реестра опасностей по должностям, необходимо определить, как оценивать профессиональные риски, и какой уровень риска компания готова принять. Оценивать риски будем согласно приведенной матрицы. По каждой выявленной опасности требуется определить:

тяжесть последствия (от 1 до 5);
вероятность наступления (от 1 до 5);

Матрица рисков

В итоге, создаем формулу тяжесть последствий + вероятность наступления = уровень профессионального риска (ИПР). Если уровень ИПР 9 или ниже, то риск ниже линии опасности и реагирование на него не требуется. На все риски с уровнем ИПР выше 9 требуется составить корректирующее мероприятие с указанием конкретных действий, сроков и ответственного. Данные мероприятия позже будут указаны в Плане мероприятий по снижению профессиональных рисков.

Карты оценки профессионального риска [шаг 5]

Следующий этап в процессе управления рисками — cоставление карт оценки рисков по каждой должности. В картах будут указаны выявленные опасности их уровень ИПР и корректирующее мероприятие для управления этими рисками. Не реже одного раза в год необходимо пересматривать карты риска для оцениваемых зон и видов деятельности и корректировать информацию в них.

План мероприятий по снижению профессиональных рисков [шаг 6]

По окончании всей процедуры оценки профессиональных рисков не лишним будет составить План мероприятий по снижению профессиональных рисков и назначить ответственных лиц за каждый пункт. В нашем примере данные мероприятия указываются прямо в картах риска, но так как процедура оценки рисков ещё довольно «сырая», то советую составить отдельный документ по мероприятиям, таким образом можно избежать лишних вопросов от ГИТ.

Ознакомление с рисками [шаг 7]

В соответствии с действующим законодательством, в день поступления на работу, новые сотрудники компании должны быть ознакомлены с имеющимися профессиональными рисками на Объекте в соответствии со спецификой своей работы, должностью и видами выполняемой деятельности. Для этого к картам проф рисков сделайте листы ознакомления.

 

Информация об оценке профессиональных рисков должна быть включена в программы вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте / стажировок, необходимо пересмотреть СИЗ с учетом выявленных опасностей и рисков.

Штраф за отсутствие процедуры управления рисками в 2021 году

Согласно пункту 1, Статьи 5.27.1. КоАП РФ. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации — Влечет наложение административного штрафа в размене 50-80 тыс. руб. на Юрлицо.

автор статьи

Антон Белоконь

Эксперт в области охраны труда
и пожарной безопасности

Антон Белоконь