Проведение СОУТ в организации по 426-ФЗ в 2020 году (часть 2)

Создаем комиссию, заключаем договор на проведение и выполняем согласно всех нюансов 426-ФЗ. Обязательно прочтите первую часть статьи и посмотрите видео ЧАСТЬ 1

Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Пункт 1, статьи 9, 426-ФЗ Требует до начала проведения СОУТ создать:

Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным (3 или 5);

График проведения СОУТ и функциональные обязанности.

Законом не утверждены формы данных документов, поэтому делаем в произвольной форме. Образцы можно скачать ниже.

Кто входит в состав комиссии?

Состав комиссии прописан в пункте 2, статьи 9, 426-ФЗ, а именно:

Руководитель организации или его представитель (является Председателем комиссии);
Специалист по охране труда (при наличии);
Работник от профсоюза или Уполномоченного по ОТ от трудового коллектива (при наличии).

Также, в состав комиссии можно включить Заместителей руководителя, Руководителей структурных подразделений и Главных специалистов компании (Главный инженер, Главный врач, Главный энергетик, Главный механик и т.д.).

Комиссия по СОУТ у микропредприятий

Раньше, данное понятие было неточным, но с последними обновлениями 426-ФЗ (от 27.12.2019) данный вопрос разъяснен. Согласно пунктов 3 и 3.1., статьи 9, 426-ФЗ. Если у ИП или Юр.лица, отнесенного к малому бизнесу, нет возможности создать комиссию из трех работников, то единственным членом комиссии будет являться ИП (лично), Руководитель Юр.лица или его представитель (лично). На рабочем месте самого Индивидуального предпринимателя СОУТ не проводится.

Перечень рабочих мест

Согласно пункту 5, статьи 9, 426-ФЗ составу комиссии по СОУТ требуется разработать Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. В связи, с отсутствием установленного образца, перечень делается в произвольной форме. Согласно утвержденного перечня, Вы можете проводить тендер на проведение СОУТ.

Что такое аналогичные рабочие места?

Согласно пункту 6, Статьи 9, 426-ФЗ. Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных помещениях, в которых сотрудники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции  с использованием одинакового оборудования, инструментов, приспособлений, материалов.

При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Мнения и рекомендации работников для СОУТ

Согласно подпункта 4,  пункта 3, статьи 10, 426-ФЗ. Идентификация вредных факторов проводится с учетом мнений и предложений работников, на чьих местах будет проводится СОУТ. Обязательно надо собрать такие мнения, даже если их нет. Данный пункт не выполняется в 90% СОУТ, результатом чего являются штрафы от ГИТ. Один из вариантов сбора таких мнений и предложений является Журнал.

Договор на СОУТ

Создав комиссию и разобравшись с аналогичными рабочими местами (при наличии), время заключить Договор с аккредитованной организацией на проведение СОУТ. Эксперт организации изучит перечень рабочих мест и запросит всю необходимую документацию на ваше сырье, материалы и оборудование. Останется только согласовать даты выезда эксперта к вам на объект для проведения идентификации опасных и вредных производственных факторов, и проведения замеров данных факторов.

Как провести идентификацию вредных факторов?

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ, согласно Методики проведения СОУТ 24.01.2014 N 33н. Эксперт определит какие замеры требуются на ваших рабочих местах. От комиссии требуется  утвердить данную идентификацию факторов.

Замеры СОУТ на рабочих местах

Эксперт организации, проводящей СОУТ, осуществляет замеры на рабочих местах где были выявлены вредные или опасные факторы, к ним могут относиться:
— физические;
— химические;
— биологические;
— тяжести трудового процесса.
По окончании всех замеров и определении уровней этих факторов, Экспертом составляются протоколы замеров, по каждому измерению.

Что делать с Отчетом о проведении СОУТ?

Аккредитованная организация, которая осуществляет СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются:
— карты рабочих мест;
— протоколы замеров;
— титульный лист;
— заключение эксперта и прочее.

1 шаг

в течение 30 календарных дней

Утвердить отчет всеми членами комиссии и ознакомить с работниками под подпись
пункт 2 и 5, статьи 15, 426-ФЗ

2 шаг

в течение 3 рабочих дней

Выслать скан подписанного титульного листа эксперту проводившему СОУТ
пункт 5.1, статьи 15, 426-ФЗ

3 шаг

в течение 30 календарных дней

Выложить на сайт компании сводные данные и план мероприятий из отчета
пункт 6, статьи 15, 426-ФЗ

4 шаг

в течение 30 рабочих дней

Подать декларацию в Государственную инспекцию труда по юридическому адресу
Приказ №80н от 07.02.2014 г.

Декларация соответствия условий труда

Большинство аккредитованных организаций, совместно с отчетом СОУТ, готовят и передают Декларацию СУТ (если это оговорено заранее, иначе придется самим её готовить). Обязательно подайте данную Декларацию в ГИТ совместно с требующимися документами (смотри видео «Декларация после СОУТ»). Правильно поданная Декларация продлит срок действия вашего СОУТ ещё на 5 лет.

Заключение

Вот мы и провели СОУТ: 
Эксперт провел идентификацию, замерил вредные факторы на рабочих местах, подготовил отчет и передал Вам. 
Вы все утвердили и всех уведомили, ознакомили работников с результатами СОУТ. 
В дальнейшем не забывайте знакомить с картами СОУТ новых работников и следите чтобы все рабочие места были оценены.

автор статьи

Антон Белоконь

Эксперт в области охраны труда
и пожарной безопасности

Антон Белоконь